Чтобы еда не задерживалась в кишечнике

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Окончание. См. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9/2009

13. Почему палец, туго перетянутый резинкой или жгутом, сначала багровеет, а спустя время становится светлее?

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, какие процессы нарушаются в связи с перетяжкой пальца.

Элементы правильного ответа

1. При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови и отток венозной – палец багровеет.
2. Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.

• Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и как происходит их движение?
• Что называется гомеостазом и каким механизмом он регулируется?

14. Почему вакцина против одного инфекционного заболевания не предохраняет человека от другого инфекционного заболевания?

Элементы правильного ответа

1. Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. содержат свойственные именно им антигены.
2. Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены.

Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.

• В целях профилактики столбняка здоровому человеку ввели противостолбнячную сыворотку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.
• Заболевшему дифтерией человеку сделали противодифтерийную прививку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.

15. К каким последствиям может привести неполное закрытие трехстворчатого клапана сердца?

Элементы правильного ответа

1. Неполное закрытие трехстворчатого клапана может привести к обратному забросу крови в большой круг кровообращения.
2. Могут возникнуть застой крови в большом круге и отеки конечностей.

Примечание: названные последствия легко вытекают из простого рассуждения, нужно только вспомнить, что трехстворчатый клапан находится между правым желудочком и правым предсердием. Могут быть и другие, более серьезные, последствия.

• Почему кровь движется в одном направлении?
• Почему кровь по сосудам течет непрерывно?
• Где скорость движения крови выше: в аорте или капиллярах и почему?
• Какие факторы обеспечивают движение крови по венам?
• Опишите путь лекарственного препарата от предплечья правой руки до сосудов головного мозга.

16. В чем заключаются различия между механизмами регуляции дыхания при чихании вследствие раздражения слизистой оболочки носа и при возобновлении дыхания после его длительной задержки?

Элементы правильного ответа

1. Чихание – защитный дыхательный рефлекс, механизм регуляции дыхания – рефлекторный.
2. Механизм возобновления дыхания после задержки – гуморальный, это реакция дыхательного центра головного мозга на повышение концентрации углекислого газа в крови.

• Почему человек непроизвольно задерживает дыхание при вхождении в ледяную воду?
• В каких случаях желательно надевать марлевую повязку или респиратор и почему?

17. Почему в каждом отделе пищеварительной системы работают свои определенные ферменты?

Элементы правильного ответа

1. В каждом отделе пищеварительной системы существует определенная кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают наиболее эффективно. Поэтому в каждом отделе и расщепляются определенные питательные вещества (углеводы, белки, жиры).
2. Ферменты функционируют только в определенном диапазоне рН среды и расщепляют строго определенные вещества, т.е. ферменты специ-
фичны.

• Почему белки начинают расщепляться только в желудке?
• Какие процессы происходят при поступлении пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку?

18. Чем опасно воспаление слизистой оболочки желудка?

Элементы правильного ответа

1. При воспалении слизистой желудка она становится менее защищенной от воздействия соляной кислоты и ферментов.
2. Воспаление слизистой оболочки желудка приводит к гастриту, а затем и к язве желудка.

• Каковы причины возникновения гастрита и язвы желудка?
• Какие меры профилактики могут предотвратить заболевания гастритом и язвой желудка?

19. Представьте себе, что человек, сохранив все свои особенности примата, стал холоднокровным. Как это скажется на его жизнедеятельности?

Элементы правильного ответа

1. Снижение температуры тела приведет к снижению скорости биохимических реакций.
2. Все рефлексы человека замедлятся, скорость его поведенческих реакций уменьшится. Такой переход может оказаться гибельным для человека.

• Чем отличается холоднокровность от теплокровности?
• В чем заключается противоположность реакций обмена веществ в организме?

20. Почему в почках или мочевом пузыре человека образуются камни?

Элементы правильного ответа

1. Камни образуются из-за избытка солей в моче.
2. Камни образуются из-за недостатка в моче веществ, препятствующих их образованию.

• К чему может привести образование камней в почках или мочевом пузыре?
• Какова профилактика образования камней в почках или мочевом пузыре?

21. Почему не рекомендуется слишком долго загорать?

Элементы правильного ответа

1. Длительное пребывание на солнце ведет к ожогам кожи и тепловым ударам.
2. Ультрафиолетовое излучение в больших дозах может спровоцировать рост злокачественных опухолей.

• Почему детям полезно принимать кратковременные солнечные ванны?
• В чем заключается терморегулирующая функция кожи?

22. Почему при взлете и посадке самолета человек испытывает боль в ушах?

Элементы правильного ответа

1. При взлете и посадке происходит изменение давления воздуха на барабанную перепонку как со стороны внешней среды, так и со стороны среднего уха.
2. При взлете давление со стороны среднего уха выше, а при посадке оно понижается, но возрастает давление на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода.

• Зачем предлагают приоткрыть рот или сосать леденцы в салоне самолета во время взлета и посадки?
• Что такое кессонная болезнь и чем она опасна?
• Почему ловцы жемчуга погружаются в воду быстро, а выныривают медленно?

Ответы на эти вопросы можно найти в Интернете или дополнительной литературе.

23. Почему заболевания щитовидной железы чаще встречаются у жителей горных районов и каковы меры профилактики этих заболеваний?

Элементы правильного ответа

1. В горных районах в воде обычно содержится мало йода.
2. В рацион необходимо вводить продукты, содержащие йод.

• К каким последствиям может привести нехватка гормонов щитовидной железы?
• По каким признакам ставится диагноз «сахарный диабет»?
• Какие нелекарственные меры снижения уровня глюкозы в крови вы порекомендовали бы человеку с незначительно повышенным ее содержанием?

24. Какими механизмами регулируются роды у человека?

Элементы правильного ответа

1. Нервным механизмом: возбуждение рецепторов матки приводит к ее сокращению.
2. Гуморальным механизмом: выработка гормонов стимулирует сокращение мышц матки.

• Чем отличаются мужские половые клетки от женских?
• Почему яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид?

Вопросы уровня С2

Умение работать с текстом и рисунком

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Скелет человека состоит из скелета головы, скелета туловища, скелета поясов конечностей и скелета свободных конечностей. 2. Скелет позвоночника состоит из 30 позвонков. 3. Позвоночный столб делится на следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. 4. В шейном отделе всегда 8 позвонков. 5. В остальных отделах количество позвонков непостоянно. 6. В связи с переходом человека к прямохождению в его позвоночнике сформировались 4 изгиба, благодаря которым происходит амортизация при ходьбе, беге, прыжках.

Элементы правильного ответа

(Дается только подсказка, позволяющая найти точный ответ.)

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.
В предложении 2 неверно указано количество позвонков в позвоночном столбе.
В предложении 4 неправильно указано количество позвонков в шейном отделе.
В предложении 5 ошибка допущена в указании на изменчивость состава отделов позвоночника.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В 1908 г. И.П. Павлов открыл явление фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета. 2. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам – антигенам. 3. Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4. Специфический иммунитет – это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 5. Неспецифический иммунитет обеспечивает защиту от знакомых организму антигенов. 6. Иммунитет может осуществляться как специальными клетками – фагоцитами, так и антителами – белковыми молекулами, содержащимися в лимфоцитах крови.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.
В предложении 1: вспомните, кому принадлежит заслуга открытия явления фагоцитоза.
В предложениях 4 и 5: вспомните значение терминов «специфический» и «неспецифический».

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В первой половине XIX в. немецкие ученые М.Шлейден и Т.Шванн сформулировали клеточную теорию. 2. Однако родоначальником клеточной теории считают Антония ван Левенгука, который описал микроскопическое строение пробковой ткани растения. 3. Основным положением клеточной теории Шлейдена и Шванна является следующее: «Все организмы – вирусы, бактерии, грибы, растения и животные – состоят из клеток». 4. Впоследствии Рудольф Вирхов утверждал, что «каждая новая клетка образуется путем почкования материнской клетки».
5. Современная клеточная теория утверждает, что все клетки многоклеточного организма сходны по своему строению и функциям. 6. Все клетки в зависимости от их строения делятся на эукариотические и прокариотические.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
В предложении 2 неправильно указано имя ученого.
В предложении 3 неправильно составлен перечень организмов, имеющих клеточное строение.
В предложении 4 утверждение Р.Вирхова воспроизведено с ошибкой.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Сосуды кровеносной системы человека разделяются на артерии, капилляры и вены. 2. Артерии несут кровь от сердца. 3. Вены несут кровь к сердцу. 4. Капилляры – это самые тонкие сосуды, состоящие из двух слоев клеток. 5. Из капилляров большого круга к органам и тканям поступают углекислый газ и продукты обмена. 6. Из клеток в капилляры поступают кислород и питательные вещества.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 4, 5, 6.
В предложении 4 неверно описано строение капилляров.
В предложении 5 неверно указаны вещества, поступающие из капилляров в ткани.
В предложении 6 неверно указаны вещества, поступающие из тканей в капилляры.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью гормонов и других веществ. 2. Гормоны выделяются в кровь железами внутренней секреции. 3. К ним относятся щитовидная железа, гипофиз, надпочечники и поджелудочная железа. 4. Помимо желез внутренней секреции существуют железы смешанной и внешней секреции. 5. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки, по которым гормоны поступают к органам-мишеням. 6. Гуморальная регуляция осуществляется с большей скоростью, чем нервная.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 6.
В предложении 3 неточно названы железы внутренней секреции.
В предложении 5 неверно указан признак желез внутренней секреции.
В предложении 6 допущена ошибка в сравнении скоростей нервной и гуморальной регуляции.

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. У человека трубчатый тип нервной системы. 2. Нервную систему человека разделяют на центральную и вегетативную. 3. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. 4. Вегетативная нервная система состоит из нервных волокон, координирующих деятельность скелетных и гладких мышц, а также внутренних органов и желез. 5. Принцип координационной деятельности нервной систе-
мы – рефлекторный. 6. В результате возбуждения рецепторов импульс по нервному волокну передается непосредственно на рабочий орган, который отвечает на раздражение определенным образом.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6.
В предложении 2 неверно указано деление нервной системы на части.
В предложении 4 обратите внимание на мышцы, названные в предложении, и их связь с вегетативной нервной системой.
В предложении 6 неверно указан механизм передачи нервного импульса.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Работой органов дыхания управляет дыхательный центр. 2. Он находится в продолговатом мозге. 3. Сигналом для возбуждения дыхательного центра является изменение концентрации кислорода в крови. 4. Вдох и выдох координируется одной группой нервных клеток, расположенных в продолговатом мозге. 5. Работа дыхательного аппарата не подчиняется воле человека. 6. Сильные эмоции изменяют частоту дыхания человека.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
В предложении 3 обратите внимание на указанную причину возбуждения дыхательного центра.
В предложении 4 ошибочно указано количество групп нервных клеток в дыхательном центре.
В предложении 5 дана ошибочная характеристика работы дыхательного аппарата.

Задания в рисунках

1. Какими тканями образована кожа человека? Чем различаются эти ткани?

Элементы правильного ответа

1. Верхний слой кожи образован эпидермисом – покровной тканью.
2. Под эпидермисом находится дерма, или собственно кожа. Она образована соединительной тканью.
3. В дерме разбросаны нервные клетки – рецепторы, а также мышцы, поднимающие волосы.

2. Какой процесс показан на рисунке? Опишите этот процесс.

Элементы правильного ответа

1. На рисунке показаны этапы выработки условного слюноотделительного рефлекса:

– выделение слюны при предъявлении пищи – безусловно-рефлекторная реакция, возбуждены центры пищеварения и слюноотделения;
– возбуждение зрительного центра светом лампочки в отсутствие пищи;
– сочетание кормления с зажиганием лампочки, формирование временной связи между центрами зрения, пищеварения и слюноотделения;
– после многократных повторений этапа (в) вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс только на свет.

2. Вывод: после многократного сочетания действий условного и безусловного раздражителей вырабатывается условный рефлекс на действие условного раздражителя.

3. Опишите механизм сокращения мышц, указав источник энергии.

Элементы правильного ответа

1. Мышца сокращается рефлекторно в результате возбуждения мышечных волокон нервными импульсами.
2. При сгибании руки в локте двуглавая мышца сокращается, а трехглавая мышца расслабляется.
3. Для сокращении мышц используется энергия АТФ.

4. Какой процесс показан на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2?

Элементы правильного ответа
1. На рисунке показан процесс образования лимфы из крови и тканевой жидкости.
2. Цифрой 1 обозначен капилляр с клетками крови и плазмой.
3. Цифрой 2 обозначен лимфатический капилляр, в который собирается тканевая жидкость.

5. Какие виды кровеносных сосудов изображены на рисунке? Чем они отличаются друг от друга и каковы их функции?

Элементы правильного ответа

На рисунке изображены кровеносные сосуды.

1. Артерии (а) – упругие сосуды, несущие артериальную кровь от сердца. В стенках артерий хорошо развит мышечный слой.
2. Вены (б) – эластичные сосуды, в стенках которых мышечный слой развит слабее, чем в стенках артерий. Снабжены клапанами, препятствующими обратному току крови. Несут кровь от органов к сердцу.
3. Капилляры (в) – сосуды, стенки которых образованы одним слоем клеток. В них происходит газообмен между кровью и тканями.

Читайте также:  Эрозивный колит в толстом кишечнике

6. На фотографиях показаны аквалангисты и альпинист. В чем заключаются причины изменения дыхания при глубоком погружении (у аквалангистов) и подъеме на высоту более 4 тыс. м (у альпинистов)?

Элементы правильного ответа

1. У аквалангистов может возникнуть кессонная болезнь, причиной которой является бурное выделение азота при быстром снижении давления во время подъема. Могут частично разрушиться ткани, наступить судороги, паралич и т.д.
2. У альпинистов затруднения в дыхании связаны с горной болезнью, возникающей в результате низкого давления кислорода в атмосфере.

7. Какие структуры изображены на рисунке? Что в них происходит?

Элементы правильного ответа

1. Слева показаны ворсинки тонкого кишечника человека, в которых происходит всасывание питательных веществ в кровь.
2. Справа показан нефрон, в котором происходит фильтрация плазмы крови и образование мочи.

Вопросы уровня С3

1. Почему в клетках человеческого организма постоянно синтезируются новые органические вещества?

Отвечая на этот вопрос, следует обобщить знания о строении и основных функциях органических веществ и затем объяснить, почему их запасы должны постоянно пополняться.

Элементы правильного ответа

1. Органические вещества имеют сложное строение и постоянно расщепляются в процессе обмена веществ.
2. Органические вещества являются источниками строительного материала организма, а также пищи и энергии, которые необходимы для жизнедеятельности организма.
3. Так как пища и энергия постоянно расходуются, то нужно пополнять их резервы, т.е. синтезировать органические вещества. Кроме того, из аминокислот, поступивших в клетки, синтезируются собственные белки организма человека.

• Зачем нужны белки в организме человека?
• Откуда организм человека берет энергию для своей жизнедеятельности?
• Какова роль органических веществ в организме человека?

2. Почему кровь, костную ткань и жировую клетчатку относят к одному виду тканей? Какому?

Элементы правильного ответа

1. Эти ткани обладают общим признаком – хорошо развитым межклеточным веществом.
2. Эти ткани имеют общее происхождение. Они развиваются из мезодермы.
3. Эти ткани относят к соединительным тканям.

• Почему органы человека, как правило, образованы несколькими видами тканей?
• Чем можно объяснить, что нервная система птиц и человека развивается из одних и тех же зародышевых листков, а сами системы значительно отличаются друг от друга уровнем развития?

3. Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?

Элементы правильного ответа

1. В регуляции деятельности организма человека участвуют две системы: нервная и эндокринная.
2. Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма.
3. Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь контролируется нервной системой.

• Как функционально связаны между собой нервная и эндокринная системы?
• Каким образом поддерживается относительно постоянный уровень гормонов в крови человека?
• В чем заключаются различия между нервной и гуморальной регуляцией организма?

Ответ представьте в виде таблицы.

Элементы правильного ответа

Параметры регуляции

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Быстрый, адресован определенному органу, железе

Медленный, неспецифический; воздействует на организм в целом

3. Способ передачи сигнала

Электрохимическая по нерву и через синапс

4. Чем можно объяснить, что центры регуляции таких жизненно важных функций, как дыхание, пищеварение, размножение, находятся в продолговатом мозге, а не в коре больших полушарий?

Элементы правильного ответа

1. Продолговатый мозг – наиболее древняя часть головного мозга.
2. Дыхание, питание, размножение появились вместе с возникновением животного мира, т.е. это самые древние функции организма.
3. Кора головного мозга – сравнительно молодая часть мозга. У высших животных она контролирует все функции организма, в том числе и перечисленные в задании.

• Какова роль продолговатого мозга в регуляции процессов жизнедеятельности человека?
• Где расположены центры безусловных рефлексов?

5. Назовите основные отличия условных рефлексов от безусловных.

Элементы правильного ответа

1. Безусловные рефлексы – видовые, условные – индивидуальные.
2. Безусловные рефлексы – врожденные, условные – приобретенные.
3. Безусловные рефлексы – постоянные, условные – временные.
4. Безусловные рефлексы контролируются спинным мозгом и стволом головного мозга, условные – корой головного мозга.
5. Безусловные рефлексы вызываются определенным раздражителем, условные – любым.

• Как вырабатываются условные рефлексы?
• В чем заключаются основные идеи учения И.П. Павлова об условных рефлексах?

6. Опишите механизм возникновения изображения на сетчатке глаза и его восприятие человеком.

Элементы правильного ответа

1. Лучи света отражаются от предмета.
2. Лучи фокусируются хрусталиком и, пройдя через стекловидное тело, попадают на сетчатку.
3. На сетчатке формируется действительное, уменьшенное, перевернутое изображение предмета.
4. Сигналы от сетчатки передаются по зрительному нерву и достигают зрительной зоны коры головного мозга.
5. Изображение предмета анализируется в зрительной зоне коры мозга и воспринимается человеком в его реальном, неперевернутом виде.

• В чем заключается общность принципа действия анализаторов?
• Почему при боковом зрении человек практически не различает цвета предметов?
• Как работает вестибулярный аппарат?

7. Каковы функции второй сигнальной системы у человека?

Элементы правильного ответа

1. Вторая сигнальная система связана с появлением у человека речи.
2. Речь позволяет общаться с помощью символов – слов и других знаков.
3. Слово может быть конкретным, обозначающим определенный предмет или явление, и абстрактным, отражающим смысл понятий, явлений.

• Что человек обозначает словами?
• Чем высшая нервная деятельность человека отличается от высшей нервной деятельности животных?
• Какие виды памяти вам известны и каковы их функции?

8. Чем вызывается сокращение мышцы?

Элементы правильного ответа

1. Нервный импульс.
2. Выделение медиатора ацетилхолина в нервно-мышечном синапсе.
3. Ионы кальция, участвующие в мышечном сокращении.

• Каковы причины утомления мышц и как оно развивается?
• Запас каких химических веществ необходимо постоянно пополнять для эффективной работы мышц и почему?

9. Приведите примеры профилактических мер для сохранения правильной осанки человека.

Элементы правильного ответа

1. Не надо сутулиться, ходить нужно держа голову прямо, расправив плечи.
2. Нельзя носить тяжести только в одной руке.
3. При ходьбе не следует запрокидываться назад.
4. Сидеть желательно прямо, не опираясь на спинку стула и не искривляя позвоночника.

• К каким анатомо-физиологическим последствиям в строении скелета может привести нарушение осанки?
• Перечислите особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

10. Почему необходимо поддерживать определенный уровень глюкозы в крови?

Элементы правильного ответа

1. Нарушение уровня глюкозы в крови может привести к серьезным заболеваниям.
2. Стойкое повышение уровня глюкозы может привести к сахарному диабету – болезни, вызывающей другие заболевания.
3. Снижение уровня глюкозы может привести к нарушениям в работе мозга, клеткам которого глюкоза необходима.

11. Как связаны между собой имена Э.Дженнера, Л.Пастера и И.Мечникова? В чем их заслуги перед наукой и человечеством?

Элементы правильного ответа

1. Дженнера можно считать первооткрывателем явления иммунитета. Он первым сделал противооспенную прививку.
2. Пастер создал вакцины против нескольких инфекционных заболеваний: бешенства, сибирской язвы. В его лаборатории работал И.Мечников.
3. Мечников открыл явление фагоцитоза. Это открытие стало основой для создания теории иммунитета.

• Какие работы Л.Пастера оказали большое влияние на развитие науки и в чем оно заключается?
• Почему И.Мечникова и Л.Пастера считают основоположниками иммунологии?

12. Представьте себе, что вы работаете в лаборатории И.П. Павлова. Зайдя в лабораторию, вы видите собаку, у которой выделяется через фистулу желудочный сок без всякого приема, вида или запаха пищи, и докладываете об этом академику. Павлов не верит вам и объясняет, почему он не верит. В чем заключаются его доводы и как вы можете проверить и доказать свои предположения?

Элементы правильного ответа

1. Павлов считает, что в ваших карманах либо есть остатки пищи, либо ваши руки или одежда пахнут знакомой собаке едой. Следовательно, желудочный сок выделяется условно-рефлекторно.
2. Вы можете сменить одежду, вымыть руки, вновь почистить зубы и проверить, будет ли в этом случае выделяться у собаки желудочный сок. Если ваши результаты подтвердятся, то правы вы, если же нет, то Павлов.

• Как вы думаете, почему И.П. Павлову за исследование процессов пищеварения у животных была присуждена Нобелевская премия?
• Какими механизмами и как регулируется деятельность пищеварительной системы человека?
• Почему заболевшему инфекционной болезнью человеку вводят сыворотку, а в профилактических целях здоровым людям делают прививки?
• Какие биологические проблемы встают на пути исследователей, занимающихся пересадкой органов и тканей.

Отвечая на вопросы 13–15, вы должны подумать, по каким причинам происходит тот или иной процесс, о котором говорится в условии вопроса. Не нужно детально описывать сам процесс, если это не требуется. Необходимо, поняв смысл вопроса, написать именно о факторах, влияющих на конкретный процесс.

13. При каких условиях можно реципиенту переливать кровь донора? Ответ поясните.

Элементы правильного ответа

1. Группа крови донора должна быть такой, чтобы эту кровь можно было переливать реципиенту.
2. Кровь донора должна иметь резус-фактор такой же, как у реципиента.
3. Донор должен быть здоров, его кровь не должна содержать вирусов (ВИЧ, вирусы гепатитов) и других возбудителей инфекционных заболеваний.

• У донора вторая резус-положительная группа крови. Каким реципиентам нельзя переливать эту кровь?
• Каким образом происходит заражение ВИЧ? Почему невозможно заражение воздушно-капельным путем, через рукопожатие или пищевые про-
дукты?

14. Какие факторы влияют на передвижение лимфы и крови в организме?

Элементы правильного ответа

На движение крови и лимфы по сосудам влияют следующие факторы.

1. Частота и сила сердечных сокращений.
2. Эластичность стенок сосудов и их просвет.
3. Состояние клапанов в венах и лимфатических сосудах.
4. Сокращения скелетных мышц.

• Каковы функции крови и лимфы в организме и чем обеспечивается их выполнение?
• Как строение сердца способствует выполнению им его функций?

15. Какие процессы происходят при вдохе и выдохе?

Элементы правильного ответа

1. При вдохе происходит опускание диафрагмы, сокращение межреберных мышц, снижение давления в плевральной полости.
2. При выдохе происходит подъем диафрагмы, расслабление межреберных мышц, повышение давления в плевральной полости.
3. При вдохе воздух из атмосферы поступает в легкие, при выдохе – из легких в атмосферу.

• В чем заключаются особенности внешнего, тканевого и клеточного дыхания?
• Какие особенности строения дыхательных путей и кровеносной системы человека обеспечивают процессы дыхания?

16. Из чего состоит желудочный сок?

Элементы правильного ответа

Ответ на этот вопрос не требует точного знания химического состав желудочного сока. Зная, какие процессы происходят в желудке, вы можете сделать заключение о составе желудочного сока.

1. В желудочном соке присутствуют ферменты, расщепляющие белки.
2. В желудочном соке содержится защитная слизь, выделяемая железами желудка.
3. В нем содержится соляная кислота.

• Какие соки и ферменты обеспечивают процесс пищеварения в организме человека?
• Чем различаются процессы пищеварения в разных отделах пищеварительной системы человека?
• Какова связь между курением и язвой желудка?

17. Почему человек не может питаться только белковой пищей?

Элементы правильного ответа

1. Белки – достаточно прочные органические молекулы, структура которых стабилизируется несколькими видами связей.
2. Белки расщепляются в организме в последнюю очередь, после жиров и углеводов.
3. При питании только белковой пищей скорость поступления энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма человека, будет недостаточна.
4. Для нормального функционирования организму человека необходимы разнообразные вещества. Не все они могут быть синтезированы в организме человека из белков.
5. Продукты распада белков токсичны для организма (например, мочевина). При избытке белковой пищи нагрузка на органы выделения увеличивается, что может привести к их заболеванию.

• Чем опасно для человека белковое голодание?
• Что происходит в ходе диссимиляции и ассимиляции? Как связаны между собой эти процессы?

18. Какие показатели в результатах анализа мочи могут свидетельствовать о заболевании почек?

Вспомните, какие вещества фильтруются, а какие не должны фильтроваться через почечные клубочки и капилляры извитых канальцев.

Элементы правильного ответа

1. Присутствие в моче сахара.
2. Присутствие в моче белков.
3. Повышенное содержание эритроцитов и лейкоцитов.

• Достаточно ли для нормальной работы организма образования только первичной мочи? Ответ аргументируйте.
• Что происходит в организме человека, если его почки не справляются со своими функциями?

19. Какова роль плаценты в развитии человека?

Элементы правильного ответа

1. Плацента связывает организм матери и плода.
2. Через плаценту плод снабжается всеми питательными веществами и кислородом.
3. Через плаценту удаляются продукты жизнедеятельности плода.
4. Плацента предотвращает иммунную несовместимость матери и плода.

Ответьте самостоятельно
• Как происходит обмен веществ у плода, находящегося в чреве матери?
• Почему человек относится к классу млекопитающих?

20. Почему, несмотря на широкую антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, молодые люди продолжают употреблять спиртные напитки и наркотики?

Элементы правильного ответа

1. Телевидение и другие средства массовой информации способствуют идеализации дурных наклонностей: боевики, сериалы, в которых герои пьют и курят, широко распространены.
2. Подростки подражают старшим.
3. Невежественность, отсутствие увлечений, малограмотность способствуют развитию алкоголизма и наркомании.

• Как связано здоровье человека с уровнем культуры в обществе? Ответ подтвердите примерами.
• Объясните возможные причины зависимости человека от пагубных привычек.

Эволюционное учение

Вопросы уровня С1

1. Докажите, что создание эволюционного учения оказало влияние на мировоззрение людей.

Элементы правильного ответа

1. Эволюционное учение провозгласило изменяемость органического мира, что серьезно поколебало идею сотворения мира.
2. Создание эволюционного учения повлекло за собой новые научные исследования в области цитологии, генетики и селекции, молекулярной биологии, результаты которых оказали существенное влияние на изменение мировоззрения людей.

• Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.
• В чем заключались различия во взглядах на эволюционный процесс Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина?
• В чем преимущество теории Дарвина перед теорией Ламарка?
• В каком направлении развивалось эволюционное учение Дарвина?

При ответе на последний вопрос нужно указать только основные идеи синтетической теории эволюции, употребив такие термины: мутации, формы отбора, изоляция, направления эволюции.

2. Приведите примеры, подтверждающие, что эволюционные процессы идут на молекулярном уровне.

Элементы правильного ответа

1. Все мутации проходят на молекулярном уровне, т.к. затрагивают молекулы ДНК, а следовательно, и белки.
2. Генные мутации приводят к заменам нуклеотидов и появлению новых белков, а следовательно, и новых признаков.
3. Мейоз и кроссинговер также связаны с поведением и распределением хромосом.

Читайте также:  Коктейль для очистки кишечника

• Какова связь между мутагенезом и естественным отбором?
• Генетический код универсален, а различия между организмами очень существенны. Чем это объясняется?
• Был ли общий предок у человека и мыши? Можно ли это доказать?

3. Приведите убедительные доводы за и против теории эволюции.

Элементы правильного ответа

Доводы в пользу теории эволюции:

– сами факты существования в природе изменений, разнообразия видов и их изменения во времени, приспособленности организмов к различным условиям среды говорят о том, что эволюция как процесс развития существует;
– борьба за существование, в результате которой выживают наиболее приспособленные организмы, наблюдается на разных уровнях: в мире бактерий, растений, животных;
– существуют и экспериментальные подтверждения эволюции на разных уровнях жизни.

Доводы против теории эволюции:

– нет достаточно надежных свидетельств превращения одного вида в другой;
– палеонтологи часто не находят переходных форм животных и растений, что используется в качестве аргумента противниками эволюционного учения.

• Назовите важнейшие морфологические доказательства эволюции и объясните их значение.
• Каково значение палеонтологических доказательств эволюции и в чем их недостаток?

4. Чем объясняются периодические колебания численности особей в популяциях?

Элементы правильного ответа

1. На численность популяции влияют несколько факторов: климат и другие абиотические факторы среды, наличие пищи, численность хищников, эпидемии.
2. На численность могут влиять такие факторы, как миграция особей, численность половозрелых особей в популяции.

• Какие факторы влияют на сохранение численности популяции?
• Из-за чего возникает репродуктивная изоляция популяций?

5. Человечество тысячелетиями борется с возбудителями и переносчиками опасных инфекционных заболеваний: болезнетворными микроорганизмами, клещами, крысами и др. Почему же до сих пор не истреблены опасные бактерии и животные?

Элементы правильного ответа

1. Среди переносчиков заболеваний действует естественный отбор.
2. Наиболее устойчивые благодаря приспособительным мутациям организмы выживают и приспосабливаются к различным средствам борьбы с ними.

• В чем заключаются сходство и различия между естественным и искусственным отбором?
• В чем заключаются сходство и различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора?

6. Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в религиозных общинах гораздо выше, чем обычно?

Элементы правильного ответа

1. Религиозные общины чаще всего существуют обособленно и в них распространены близкородственные браки.
2. Родственные браки ведут к повышению гомозиготности у потомства.
3. Рецессивные мутации, обычно находящиеся в гетерозиготном состоянии, переходят в гомозиготное, что ведет к проявлению наследственных заболеваний.

• Почему близкородственные браки вредны?
• Для чего селекционеры пользуются близкородственным скрещиванием растений и животных?

7. Что бы вы посоветовали человеку, который хочет выяснить, к одному или разным видам относятся африканский саванновый слон и африканский лесной слон, которых он хочет приобрести для зоопарка?

Элементы правильного ответа

1. Первый путь – провести цитологический анализ кариотипов этих слонов, сравнив число и форму хромосом.
2. Можно провести генетический анализ, сравнив генные последовательности.
3. Приобрести пару слонов и выяснить, не дадут ли они плодовитого потомства в неволе. Но это длительный и дорогой путь.

8. В одном ареале обитает три вида растений: не ядовитые, слабоядовитые, ядовитые. Почему все они выжили, если известно, что животные могут поедать неядовитые и слабоядовитые растения?

Элементы правильного ответа

1. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые растения внешне похожи на ядовитые.
2. В этом случае животные поедают все растения равномерно, и часть животных погибает, количество едоков сокращается, а растения выживают и размножаются.
3. Другой вариант – у животных выработается условный рефлекс, и они вообще (кроме молодых) не будут поедать эти растения. В этом случае все растения сохраняются.

9. Кета выметывает во время нереста около 1 млн икринок, но только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.

Элементы правильного ответа

1. Примеры, относящиеся к внутривидовой борьбе за существование: не все особи достигают мест нереста; не все икринки оплодотворяются самцами; при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга; множество мальков погибает, не дожив до половозрелости.
2. Примеры межвидовой борьбы за существование: кета – объект рыболовного промысла; люди добывают рыбу ради икры; икра в качестве корма поедается другими рыбами.
3. Большое количество икринок – приспособление к выживанию вида при отсутствии заботы о потомстве.

• Приведите примеры борьбы с условиями окружающей среды у рыб, которые мечут миллионы икринок, а выживает из этого миллиона меньше десятка особей.
• Какой из видов борьбы за существование наиболее ожесточенный? Поясните ответ.
• Какие факторы ограничивают размножение организмов в природе?

10. У кого и почему выше интенсивность размножения: у трески или у пятнадцатииглой колюшки (или морского конька)?

Элементы правильного ответа

1. Плодовитость трески выше, чем у колюшки или морского конька.
2. Самцы колюшки (и морского конька) охраняют свое потомство.
3. До половозрелости обычно доживает примерно одинаковое количество особей как одного, так и другого вида.

• У каких растений образуется больше пыльцы: у ветроопыляемых или насекомоопыляемых и почему?
• В чем заключается относительность приспособлений к условиям среды?
• Муха журчалка похожа на пчелу. Какие признаки должны были появиться у этой мухи, чтобы ее не трогали враги?
• Кого в природе должно быть больше – животных, обладающих мимикрией, или тех, кому они подражают, и почему?

11. Что нужно сделать, чтобы отнести двух внешне похожих особей к одному или разным видам?

Элементы правильного ответа

Нужно воспользоваться наиболее точным критерием вида.

1. Посчитать количество хромосом в соматических клетках, и если оно одинаково, то с максимальной вероятностью можно утверждать, что это один вид.
2. Можно попытаться получить от этих особей потомство, которое в свою очередь должно быть плодовито. Этот путь дольше, но тоже достаточно надежен.

• Почему нет ни одного достаточно надежного критерия вида?
• Какие из критериев вида относительно надежны и почему?

12. Какие факторы приводят к расхождению признаков особей одной популяции?

Элементы правильного ответа

1. Мутации.
2. Изоляция.
3. Различные направления естественного отбора.

• Почему мутационная изменчивость, изоляция и естественный отбор названы основными факторами эволюционного процесса?
• Могут ли встретиться ранее изолированные популяции?
• Назовите основные признаки популяции.
• Какие факторы препятствуют смешиванию популяций?

13. Докажите, что ароморфозы, идиоадаптации и дегенерация ведут к биологическому прогрессу.

Элементы правильного ответа

1. Пример ароморфоза – фотосинтез, обеспечивший выделение растениями кислорода в атмосферу.
2. Пример идиоадаптации: длинный хобот слона, используемый для захвата воды и пищи, а также в качестве орудия защиты.
3. Пример дегенерации – паразитические черви, прекрасно приспособленные к существованию в бескислородной среде.

• Всегда ли дегенерация ведет к биологическому регрессу? Ответ поясните.
• Что происходит чаще и почему: ароморфозы, идиоадаптации или дегенерация?
• Что является результатом ароморфозов, идиодаптаций, дегенерации?

14. Чем являются грифельные косточки у лошади, хвост у человека?

Элементы правильного ответа

1. Грифельные косточки лошади – это рудименты 2-го и 4-го пальцев.
2. Хвост у человека – это атавизм, признак, унаследованный от предков, обычно отсутствующий.

• Чем можно объяснить, что такие мутации, как увеличение длины носа, увеличение числа пальцев на руках, альбинизм в человеческих популяциях широко не распространились?
• В чем заключается относительность приспособлений плоских червей к паразитизму?

15. Почему несостоятельны теории, утверждающие, что генетические различия между расами людей подтверждают их неравноценность?

Элементы правильного ответа

1. Генетические различия между расами ничтожно малы, значительно меньше, чем даже между очень близкими видами.
2. Межрасовые браки дают плодовитое потомство, что является наиболее надежным признаком принадлежности к одному виду.

• Есть ли основания считать, что одни расы имеют какие-то преимущества перед другими?
• Почему расизм отвратителен по своей человеческой сути и не имеет под собой научных оснований?

Вопросы уровня С2

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В настоящее время получила развитие теория эволюции, созданная Ч.Дарвином и Ж.Ламарком независимо друг от друга. 2. Для всех живых существ характерна изменчивость, которую Дарвин разделил на наследственную и ненаследственную. 3. Для эволюции имеет значение ненаследственная изменчивость, т.к. она зависит от условий среды и позволяет организмам достаточно быстро изменяться. 4. Появившийся признак сохраняется или отсеивается естественным отбором. 5. В основе естественного отбора лежит борьба за существование между сильнейшими особями. 6. Таким образом, по Дарвину, движущими силами эволюции являются ненаследственная изменчивость и естественный отбор.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5, 6.
В предложении 1 один из названных ученых не является автором идей, которые легли в основу современного эволюционного учения.
В предложении 3 неверно назван вид изменчивости.
В предложении 5 неверно определены участники борьбы за существование.
В предложении 6 неверно названа одна из движущих сил эволюции.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Академик И.И. Шмальгаузен различал две формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. 2. Движущий отбор проявляется в стабильных условиях существования вида. 3. Стабилизирующий отбор действует в изменяющихся условиях среды. 4. Примером движущего отбора может служить массовое распространение темноокрашенной бабочки березовой пяденицы в промышленных районах Англии. 5. Примером стабилизирующей формы отбора может служить появление популяций насекомых, устойчивых к ядам, бактерий, устойчивых к антибиотикам. 6. В результате стабилизирующего отбора отбираются так называемые средние значения признака.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
В предложении 2 неверно указан признак движущей формы отбора.
В предложении 3 неверно указан признак стабилизирующей формы отбора.
В предложении 5 неудачно приведен пример стабилизирующей формы отбора.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Для определения принадлежности особи к определенному виду используется несколько критериев. 2. Морфологический критерий основан на внутренних и внешних различиях между видами. 3. Географический критерий основан на разделении ареалов, в пределах которых обитают виды. 4. Экологический критерий основан на половых различиях особей. 5. Этологический критерий основан на различиях в образе жизни и среде обитания организмов. 6. Генетический критерий основан на нескрещиваемости разных видов друг с другом или отсутствии у них плодовитого потомства.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.
В предложении 2 один из признаков морфологического критерия указан неверно.
В предложении 4 признак экологического критерия указан неверно.
В предложении 5 признак этологического критерия указан неверно.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Популяция – совокупность особей разных видов, занимающая определенную территорию. 2. Особи одной популяции свободно скрещиваются друг с другом. 3. Совокупность генов, которыми обладают все особи популяции, называется генотипом популяции. 4. Особи, составляющие популяцию, неоднородны по своему генетическому составу. 5. Неоднородность организмов, входящих в состав популяции, создает условия для естественного отбора. 6. Популяция считается наибольшей эволюционной единицей.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 6.
В предложении 1 неверно дано определение популяции.
В предложении 3 неверно определена совокупность генов популяции.
В предложении 6 популяция ошибочно названа наибольшей эволюционной единицей.

Вопросы уровня С3

1. Какими путями достигается биологический прогресс?

Элементы правильного ответа

1. Ароморфоз – скачкообразное крупное изменение, приводящее к резкому повышению уровня организации.
2. Идиоадаптация – изменение, не влияющее на общий уровень организации, в результате которого возникают частные приспособления к определенным условиям среды.
3. Дегенерация – упрощение организации, позволяющее приспособиться, например, к паразитическому образу жизни.

• Каково эволюционное значение таких изменений, как возникновение фотосинтеза у растений или хорды у животных?
• Сравните эволюционное значение таких изменений, как возникновение мимикрии у насекомых и исчезновение пищеварительной системы у червей.
• Приведите примеры идиоадаптаций, показывающие, что благодаря им близкие виды могут обитать в разных условиях среды.

2. Сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.

Элементы правильного ответа

1. Внутривидовая борьба (конкуренция) наиболее ожесточенный вид борьбы за существование, т.к. идет за одни и те же ресурсы.
2. Межвидовая борьба обостряется в одной экологической нише и может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.
3. Борьба с неблагоприятными условиями среды усиливает и внутривидовую, и межвидовую конкуренцию.

• Приведите примеры внутривидовой борьбы за существование, которые бы доказывали ее ожесточенность.
• Приведите примеры межвидовой борьбы за существование и объясните ее значение для вида и особи.

3. Сравните действие естественного и искусственного отборов.

Элементы правильного ответа

1. Обе формы отбора закрепляют определенные наследственные признаки.
2. Естественный отбор закрепляет признаки, полезные в первую очередь виду, искусственный – признаки, полезные человеку.
3. Материалом для обеих форм отбора служат мутации, проявляющиеся фенотипически.
4. Результатом естественного отбора являются приспособленные к условиям среды обитания организмы, а результатом искусственного отбора –
породы и сорта с полезными человеку признаками, часто не способные к выживанию в естественных условиях.

• Какие достоинства и недостатки существуют у сортов растений, выведенных селекционерами?
• Какие биологические факторы использует селекционер при выведении нового сорта растения или породы животного?

4. Три фермера-конкурента, занимающиеся селекцией картофеля, используют различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно получает гетерозисные формы. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции?

Элементы правильного ответа

1. Победит фермер, получающий гетерозисные формы.
2. Первый фермер получает новые комбинации, однако быстрого увеличения урожайности при его методах селекции добиться нельзя. Нужен тщательный отбор и последующая селекция. Он не может повторять цикл, т.к. получает гетерозиготные формы, а не чистые линии.
3. Третий фермер, как и первый, также не получит быстрого результата. Кроме того, вариантов комбинаций признаков для отбора у него меньше.

• Почему гетерозисные формы кукурузы обеспечили экономический успех американским фермерам?
• Какими преимуществами обладают полиплоидные гибриды?

Читайте также:  Проблемы с кишечником при удалении желчного пузыря

Бухвалов В. Биологические задачи и проблемы. – Рига, 1994.
Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Университет Книжный дом, 1999.
Готовимся к экзамену по биологии / Под ред. проф. А.С. Батуева. – М.: Айрис пресс – Рольф, 1998.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. 2004–2008.
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология. – СПб.: Паритет, 1999.
Лернер Г.И. Биология. ЕГЭ 2007–2008. Тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2008.
Лернер Г.И. Биология. Рабочие тетради 6–8-й, 10–11-й кл. – М.: ЭКСМО, 2007.
Маш Р.Д. Факультативные занятия по анатомии и физиологии человека. – М.: Просвещение, 1998.
Резникова В.З. Биология. Человек и его здоровье. Сборник тестов для тематического контроля. – М.: Интеллект-центр, 2005.

Источник статьи: http://bio.1sept.ru/article.php?ID=200901010

Чтобы достигнуть правой руки кровь от кишечника должна пройти

1.В печеночную вену, распадающуюся на капилляры в печени

2.В воротную вену печени, распадающуюся на капилляры в печени

3.В воротную вену печени, распадающуюся на капилляры в селезенке

1.В печеночную вену, которая впадает в нижнюю полую вену

Ответ под номером 2 будет верным.

кровь, которая несет питательные вещества от кишечника и желудка попадает прямиком в вену печени которая называется воротной. Затем она распадается в печени на капилляры.

Таков вариант правильного ответа на этот вопрос по биологии. Подробней об этом вопросе можно почитать тут.

Кишечное кровотечение – истечение крови из нижних отделов пищеварительного тракта. Проявляется симптомами основного заболевания, а также наличием свежей крови при дефекации (смешанной с калом либо расположенной в виде сгустков на каловых массах). Для диагностики используют ректальное пальцевое исследование, эндоскопию тонкой и толстой кишки, ангиографию мезентериальных сосудов, сцинтиграфию с мечеными эритроцитами, клинические и биохимические анализы крови. Лечение обычно консервативное, включает терапию основного заболевания и восполнение кровопотери. Хирургическое лечение требуется при тяжелом поражении кишечника (тромбоз, ишемия сосудов, некроз).

Общие сведения

Кишечное кровотечение – это кровотечение, которое происходит в просвет тонкой или толстой кишки. Кишечные кровотечения составляют около 10-15% всех кровотечений из пищеварительного тракта. Обычно не имеют явной клинической симптоматики, не приводят к геморрагическому шоку. Чаще всего факт кишечного кровотечения выявляется случайно во время обследования по поводу других заболеваний. Определить уровень кровотечения можно по цвету и консистенции каловых масс: кишечное кровотечение из тонкой кишки проявляется жидким, черным, зловонным калом; кровь из верхних отделов толстой кишки темная, равномерно перемешана с каловыми массами. При наличии кишечного кровотечения из нижних отделов толстой кишки алая кровь обволакивает каловые массы сверху. Незначительные кровотечения могут никак не проявляться клинически, выявить их можно только при проведении анализа кала на скрытую кровь.

Причины кишечного кровотечения

Причиной кровотечения могут быть разнообразные заболевания кишечника и мезентериальных сосудов. Ангиодисплазии сосудов тонкого и толстого кишечника могут проявляться только кровотечением и не иметь никаких других клинических признаков. Дивертикулез кишечника является наиболее частой причиной кровотечения. Также кишечные кровотечения часто сопровождают хронические (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит) и острые воспалительные заболевания кишечника (псевдомембранозный колит); специфическую патологию тонкой или толстой кишки (туберкулезный колит).

Также к кишечному кровотечению могут приводить поражения брыжеечных сосудов – ишемия кишечника вследствие спазма или тромбоза мезентериальных артерий. Массивными кровотечениями заканчивается опухолевая патология (рак, полипы кишечника). Источником кишечных кровотечений могут являться геморрой, анальные трещины. У детей частой причиной кишечных кровотечений бывают инородные тела пищеварительного тракта.

К более редким факторам, провоцирующим кишечные кровотечения, относят радиационный колит после лучевой терапии, аорто-кишечные свищи, анкилостомидоз, сифилис кишечника, амилоидоз, длительные марафонские забеги у спортсменов. Менее чем в 10% случаев выявить причину кишечного кровотечения не удается.

Симптомы кишечного кровотечения

Кишечные кровотечения редко бывают массивными, вызывающими явную клинику гиповолемии, геморрагического шока. Достаточно часто пациенты упоминают о периодическом появлении крови в стуле только после тщательного сбора анамнеза. Наиболее распространенная жалоба при кишечном кровотечении – выделение крови с калом. При кровотечении из тонкой кишки кровь длительное время контактирует с пищеварительными ферментами, что приводит к окислению гемоглобина и придает крови черный цвет. Если крови много, она раздражает стенки кишечника и приводит к усилению пассажа содержимого по пищеварительной трубке. Проявляется это наличием жидкого, черного, зловонного стула – мелены.

Если источник кровотечения находится в верхних отделах толстого кишечника, кровь принимает активное участие в процессе формирования каловых масс, успевает окислиться. В таких ситуациях обнаруживается примесь темной крови, равномерно перемешанной с каловыми массами. При наличии кишечного кровотечения из сигмовидной, прямой кишки кровь не успевает смешаться с калом, поэтому располагается поверх внешне не измененных каловых масс в виде капель или сгустков. Цвет крови в этом случае – алый.

Если источником кровотечения служат дивертикулы толстой кишки либо ангиодисплазии, кровотечение может возникать на фоне полного здоровья, не сопровождаться болью. Если же кишечное кровотечение развилось на фоне воспалительной, инфекционной патологии кишечника, появлению крови в стуле может предшествовать боль в животе. Боли в области промежности при дефекации или сразу после нее, сочетающиеся с появлением алой крови в каловых массах или на туалетной бумаге, характерны для геморроя и трещин заднего прохода.

Инфекционная патология толстого кишечника, приведшая к развитию кишечного кровотечения, может сопровождаться повышением температуры, диареей, постоянными позывами на дефекацию (тенезмами). Если кишечное кровотечение возникло на фоне длительно существующего субфебрилитета, значительной потери веса, хронической диареи и интоксикации, следует подумать о туберкулезе кишечника. Кишечное кровотечение, сочетающееся с признаками системного поражения кожи, суставов, глаз и других органов, обычно является симптомом неспецифического воспалительного заболевания кишечника. При наличии окрашенного кала и полном отсутствии клиники кровотечения следует выяснить, не употреблял ли пациент блюд с пищевыми красителями, которые могли привести к изменению цвета каловых масс.

Диагностика кишечного кровотечения

Для точного установления факта кишечного кровотечения требуется не только консультация гастроэнтеролога, но и врача-эндоскописта. Для установления степени тяжести и риска неблагоприятного исхода при кишечном кровотечении в экстренном порядке производится клинический анализ крови (определяется уровень гемоглобина, эритроцитов, нормоцитов, гематокрита), анализ кала на скрытую кровь, коагулограмма. Во время осмотра гастроэнтеролог обращает внимание на частоту пульса, уровень артериального давления. Обязательно выясняется, нет ли у пациента в анамнезе эпизодов потери сознания.

При наличии в стуле алой крови проводится пальцевое исследование прямой кишки на предмет наличия геморроидальных узлов, полипов. Однако следует помнить о том, что подтверждение диагноза геморроидального расширения вен прямой кишки не исключает кишечного кровотечения из других отделов пищеварительной трубки.

Наиболее простым и доступным методом, позволяющим выявить источник кишечного кровотечения, является эндоскопический. Для установления диагноза может проводиться колоноскопия (осмотр верхних отделов толстой кишки), ректороманоскопия (визуализация сигмовидной и прямой кишки). Проведение эндоскопического исследования позволяет выявить причину кишечного кровотечения в 90% случаев, провести одновременное эндоскопическое лечение (полипэктомию, электрокоагуляцию кровоточащего сосуда). Пристальное внимание уделяется описанию кровотечения (остановившееся или продолжающееся, наличие тромба и его характеристики).

Если кровотечение продолжается, а его источник выявить не удалось, проводят мезентерикографию, сцинтиграфию брыжеечных сосудов с использованием меченых эритроцитов. Мезентерикография позволяет выявить источник кишечного кровотечения в 85% случаев, но только при его интенсивности более 0,5 мл/мин. Введенный в брыжеечные сосуды контраст выходит с током крови в просвет кишечника, что видно на рентгеновском снимке. В этом случае катетер, находящийся в сосудах брыжейки, можно использовать для их склерозирования либо введения вазопрессина (он вызовет сужение сосудов и остановку кровотечения). Данный метод наиболее актуален при выявлении кишечных кровотечений на фоне дивертикулеза кишечника, ангиодисплазий.

Если же интенсивность кишечного кровотечения низкая (0,1 мл/мин.), выявить его источник поможет сцинтиграфия с мечеными эритроцитами. Данная методика требует определенного времени и подготовки, однако с высокой точностью позволяет поставить диагноз низкоинтенсивного кишечного кровотечения. В отличие от мезентерикографии, сцинтиграфия позволяет выявить источник кровотечения, но не его причину.

Рентгенологические исследования кишечника с введением бариевой взвеси рекомендуется проводить в последнюю очередь, так как они наименее информативны и способны исказить результаты других методик (эндоскопического и ангиографического исследования). Обычно оценку пассажа содержимого по кишечнику проводят не ранее, чем через 48 часов после остановки кишечного кровотечения.

Лечение кишечного кровотечения

Низкоинтенсивные кишечные кровотечения обычно не требуют госпитализации пациента в отделение гастроэнтерологии, а вот при наличии признаков геморрагического шока больной нуждается в экстренной госпитализации в отделение интенсивной терапии. К таким признакам относят: бледность кожи, похолодание конечностей, тахикардию, снижение артериального давления, отсутствие мочевыделения. В отделении интенсивной терапии обеспечивается стабильный венозный доступ, начинается инфузия кровезаменителей, препаратов крови (эритроцитарной массы, свежезамороженной плазмы, криопреципитата). Производится постоянный контроль показателей гемодинамики, раз в час контролируют уровень гемоглобина, эритроцитов, гематокрита. Проводится экстренная эндоскопия для определения источника кровотечения и его эндоскопической остановки. В результате такой тактики остановка кишечного кровотечения происходит в 80% случаев.

Если кровотечение выражено умеренно, лечение начинают с устранения его причины, т. е. лечения основного заболевания. Кишечное кровотечение на фоне дивертикулеза кишечника наиболее эффективно останавливается инфузией вазопрессина через катетер после ангиографии. Такие кровотечения имеют склонность рецидивировать в течение последующих двух суток, поэтому катетер из брыжеечного сосуда удаляют не ранее, чем через 48 часов. Также катетер, установленный во время ангиографии, может использоваться для эмболизации кровоточащего сосуда. Если кишечное кровотечение, осложнившее дивертикулез кишечника, не удается остановить, либо оно рецидивирует после консервативного гемостаза, может потребоваться проведение хирургической операции – гемиколэктомии, субтотальной колэктомии.

Кишечное кровотечение на фоне острой ишемии кишечника требует иной тактики – на начальных этапах остановить кровотечение помогает восстановление кровотока на фоне вазодилятации. Если же развился инфаркт кишечника, перитонит – также проводят резекцию пораженного участка кишечника. В том случае, если кишечное кровотечение обусловлено ангиодисплазией, во время эндоскопического исследования проводят электро- или лазерную коагуляцию пораженных сосудов. При геморроидальном кровотечении осуществляется их склерозирование или перевязка.

Прогноз и профилактика кишечного кровотечения

Прогнозировать исход кишечного кровотечения очень сложно, так как он зависит от многих факторов. Смертность при кишечных кровотечениях колеблется в разных странах, однако остается достаточно высокой. В США за 8 лет, начиная с 2000 года, кишечное кровотечение как причина смерти было зафиксировано почти в 70 000 случаев. Профилактика кишечных кровотечений включает в себя своевременное выявление и лечение заболеваний, которые могут привести к возникновению этого осложнения.

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Кровеносная система человека замкнутая и имеет 2 круга кровообращения: большой и малый. Основным органом, обеспечивающим движение крови, является сердце.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов. Сосуды бывают трех типов: артерии, вены, капилляры.

Сердце – полый мышечный орган (масса около 300 грамм) размером приблизительно с кулак, расположен в грудной полости слева. Сердце окружено околосердечной сумкой, образованной соединительной тканью. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, уменьшающая трение. У человека четырехкамерное сердце. Поперечная перегородка делит его на левую и правую половину, каждая из которых разделена клапанами ни предсердие и желудочек. Стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем стенки правого, так как он совершает большую работу, выталкивая кровь в большой круг кровообращения. На границе между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны, которые препятствуют обратному току крови.

Сердце окружено околосердечной сумкой (перикардом). Левое предсердие отделено от левого желудочка двустворчатым клапаном, а правое предсердие от правого желудочка – трехстворчатым клапаном.

К створкам клапанов со стороны желудочков прикреплены прочные сухожильные нити. Такая их конструкция не позволяет крови двигаться из желудочков в предсердие при сокращении желудочка. У основания легочной артерии и аорты находятся полулунные клапаны, не позволяющие крови поступать из артерий обратно в желудочки.

В правое предсердие поступает венозная кровь из большого круга кровообращения, в левое – артериальная из легких. Так как левый желудочек снабжает кровью все органы большого круга кровообращения, в левое – артериальная из легких. Так как левый желудочек снабжает кровью все органы большого круга кровообращения, то его стенки примерно в три раза толще стенок правого желудочка. Сердечная мышца представляет собой особый вид поперечно-полосатой мышцы, в котором мышечные волокна срастаются между собой концами и образуют сложную сеть. Такое строение мышцы увеличивает ее прочность и ускоряет прохождение нервного импульса (вся мышца реагирует одновременно). Сердечная мышца отличается от скелетных мышц способностью ритмично сокращаться, отвечая на импульсы, возникающие в самом сердце. Это явление называется автоматией.

Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца. Артерии – это толстостенные сосуды, средний слой которых представлен эластичными волокнами и гладкой мускулатурой, поэтому артерии способны выдержать значительное давление крови и не разрываться, а только растягиваться.

Гладкая мускулатура артерий выполняет не только структурную роль, но ее сокращения способствуют быстрейшему току крови, так как мощности только одного сердца не хватило бы для нормальной циркуляции крови. Внутри артерий нет никаких клапанов, кровь течет быстро.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. В стенках вен также есть клапаны, препятствующие обратному току крови.

Вены, более тонкостенные, чем артерии, и в среднем слое меньше эластичных волокон и мышечных элементов.

Кровь по венам течет не совсем пассивно, окружающие вену мышцы совершают пульсирующие движения и прогоняют кровь по сосудам к сердцу. Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды, через них плазма крови обменивается с тканевой жидкостью питательными веществами. Стенка капилляров состоит из одного слоя плоских клеток. В мембранах этих клеток имеются многочленные мельчайшие отверстия, которые облегчают прохождение через стенку капилляров веществ, участвующих в обмене.

Движение крови
происходит по двум кругам кровообращения.

Большой круг кровообращения – это путь крови от левого желудочка до правого предсердия: левый желудочек аорта грудная аорта брюшная аорта артерии капилляры в органах (газообмен в тканях) вены верхняя (нижняя) полая вена правое предсердие

Малый круг кровообращения – путь от правого желудочка до левого предсердия: правый желудочек легочный ствол артерии правая (левая) легочная артерия капилляры в легких газообмен в легких легочные вены левое предсердие

В малом круге кровообращения по легочным артериям движется венозная кровь, а по легочным венам после газообмена в легких – артериальная кровь.

Источник статьи: http://gastris.ru/gastrit/chtoby-dostignut-pravoj-ruki-krov-ot-kishechnika.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
С болезнью на ТЫ